Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) стали неотъемлемой частью современной жизни, но их использование также несет в себе риски, включая возможность их применения в террористических целях. В Российской Федерации вопросы защиты объектов от нападения с использованием БПЛА регулируются законодательством и требуют комплексного подхода.
БПЛА стали угрозой использования в противоправных целях:
- для совершения терактов;
- доставки взрывных устройств и оружия;
- распыления отравляющих веществ в местах массового пребывания людей;
- нарушения функционирования важных государственных, критически важных и потенциально опасных объектов и т.п.
Органы ФСИН России, ГФС России, ФСБ России, СВР России, ФСО России, ГУСП, МЧС России, МВД России, Росгвардии, а также работники ведомственной охраны наделены полномочиями по пресечению функционирования беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов.
Функционирование беспилотных комплексов пресекается, в том числе, посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными аппаратами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения этих аппаратов.
При наличии определенных условий правом пресечения функционирования беспилотных аппаратов наделены работники частных охранных организаций, оказывающих охранную услугу на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности.
Напомним, что регулирование использования БПЛА в России включает основные НПА, такие как Воздушный кодекс РФ, федеральные законы от 6.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», от 02.12.2019 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 11.03.2010 №138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации», подзаконные акты в данной сфере деятельности, а также приказы и разъяснения уполномоченных органов.
Одним из заслуживающих внимание, является письмо Росгвардии от 17.11.2023 г. № 1/13408 «О реализации Плана мероприятий» (вместе с “Методическими рекомендациями по порядку принятия решений о противодействии беспилотным аппаратам на объектах, охраняемых частными охранными организациями”, в котором разъясняются права и обязанности частных охранников в пресечении угроз, связанных с БПЛА).
Частным охранникам предоставлено право пресекать функционирование беспилотных воздушных, подводных и надводных судов и аппаратов, беспилотных транспортных средств и иных автоматизированных беспилотных комплексов при оказании охранных услуг, предусмотренных
п. 7 ч. 3 ст. 3 Закона РФ от 11.03.1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».
Аналогичное право закреплено и в ч.6 ст. 4 нового федерального закона РФ от 30.11.2024 г. № 427-ФЗ «О частной охранной деятельности».
В связи с этим, помимо отражения в договоре на оказание охранных услуг их вида и содержания, должны указываться сведения о необходимости защиты охраняемого объекта, в том числе путем пресечения функционирования беспилотных аппаратов (с учетом установленных в паспорте безопасности объекта (территории), утвержденном соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации, сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), а также условий пропускного и внутриобъектового режимов, используемых специальных средств и оружия).
Договором на оказания охранной услуги, предполагающим пресечение функционирования беспилотных аппаратов на охраняемом объекте, рекомендуется определить:
- способы пресечения функционирования беспилотных аппаратов;
- силы и средства, непосредственно осуществляющие пресечение функционирования беспилотных аппаратов;
- границы (пределы) охраняемого объекта (территории), нарушение которых является основанием для пресечения функционирования беспилотных аппаратов, способы, методы и средства установления факта нарушения указанных границ.
При обнаружении беспилотного аппарата в воздушном пространстве над охраняемыми объектами, над территорией (акваторией) охраняемых объектов, в непосредственной близости от них, а также в случае посадки (падения, проникновения) беспилотного аппарата на территорию охраняемого объекта частный охранник действует в соответствии со своей должностной инструкцией, при этом рекомендуется предусмотреть:
- возможность незамедлительного вызова группы быстрого реагирования (частной охранной организации, вневедомственной охраны Росгвардии, ведомственной охраны, иной службы);
- порядок извещения администрации охраняемого объекта об обнаружении беспилотного аппарата;
- способ фиксации факта обнаружения беспилотного аппарата (времени и места обнаружения, примерную высоту и удаленность от охраняемого объекта, скорость и курс (направление) полета (движения), характере его движения, тип беспилотного аппарата (самолетного, вертолетного типа, мультироторный и т.д.), количество беспилотных аппаратов, наличие опознавательных знаков, окраска, наличие признаков вооружения, боеприпасов, взрывных устройств, подвесных контейнеров и т.п., закрепленных на нем, другие характерные особенности.
При посадке (падении, проникновении) беспилотного аппарата на территорию охраняемого объекта необходимо зафиксировать время и место его обнаружения, незамедлительно сообщить о происшествии в орган внутренних дел, должностным лицам охраняемого объекта и действовать в соответствии с действующими на объекте инструкциями и исходя из рекомендуемых расстояний для эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или похожего на него предмета, в частности:
- не подходить, не трогать и не передвигать обнаруженный беспилотный аппарат;
- отойти от места обнаружения беспилотного аппарата на соответствующее расстояние;
- ограничить доступ людей в зону падения беспилотного аппарата;
- обеспечить охрану предмета и зоны падения до прибытия сотрудников правоохранительных органов;
- указать место расположения беспилотного аппарата, время и обстоятельства его обнаружения, далее действовать согласно своей должностной инструкции и указаниям сотрудников правоохранительных органов.
Рекомендации для руководителей объектов (территорий):
- Проведите аудит безопасности: оцените уязвимости объекта (территории) к различным угрозам со стороны БПЛА.
- Установите технические средства защиты: выберите подходящие системы обнаружения и нейтрализации.
- Обучите персонал: проведите тренировки по действиям в случае обнаружения БПЛА.
- Сотрудничайте с органами власти: обеспечьте взаимодействие с правоохранительными органами.
Защита от нападения БПЛА требует комплексного подхода, сочетающего технические, организационные и правовые меры. Важно, чтобы собственники (правообладатели) объектов и ответственные лица, своевременно внедряли меры защиты с целью минимизировать риски террористических атак.
Субъектам охранной деятельности должны предоставляются четкие инструкции по пресечению угроз, связанных с БПЛА. И успешная реализация таких мер, требует не только технического оснащения, но и высокой квалификации персонала, а также строгого соблюдения законодательства РФ. Больше узнать о действиях при угрозе совершения или совершении террористического акта на объекте (территории), как правильно осуществлять обучение способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении, вы можете при обучении (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) в ЦОУ «Лидер».