ГОСТ Р 58485-2024: Новые требования к обеспечению безопасности образовательных организаций

Национальный стандарт вступает в действие с 1 января 2025 года и устанавливает общие требования к обеспечению безопасности образовательных организаций в России. Национальный стандарт – это консолидированный документ, который направлен на регулирование оказания охранных услуг на дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях, независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

В условиях растущих угроз безопасности, данный документ становится актуальным инструментом для защиты здоровья и жизни детей, студентов, обучающихся и их родителей, руководства образовательных учреждений и педагогического состава, а также для обеспечения безопасной образовательной среды.

Основные положения ГОСТ Р 58485-2024

1. Цели и задачи обеспечения безопасности: Национальный стандарт определяет основные цели обеспечения безопасности образовательных организаций, включая защиту жизни и здоровья обучающихся и работников, защиту материальных и интеллектуальных ценностей.

2. Требования к охранным услугам: В документе указаны строгие требования к выполнению охранных услуг, включая профессиональную подготовку охранников, использование необходимого оборудования и технологий для мониторинга и защиты объектов.

3. Организация охраны: ГОСТ детализирует принципы организации охраны, включая создание системы контроля доступа, внедрение видеонаблюдения и других технических средств.

4. Планирование мер безопасности: Стандарт напоминает о важности разработки и реализации стратегий по предотвращению и реагированию на чрезвычайные ситуации, включая планы эвакуации и действия в случаях угрозы.

Вводится дополнение к общим требованиям подготовки работников частной охранной организации, исполняющих обязанности охранников образовательной организации и выполняющих охранные функции на объектах образования, обязательным проведением их дополнительной подготовки, в том числе, с проведением учений и практических тренировок по действиям при нападении и (или) возникновении чрезвычайных (кризисных) ситуаций на охраняемом объекте.

Важно отметить, что подготовка осуществляется в соответствии с профессиональным стандартом «Работник по обеспечению охраны образовательных организаций», утвержденным приказом Минтруда России от 11 декабря 2015 г. № 1010н (Зарегистрировано в Минюсте России 31 декабря 2015 г. рег. № 40478).

Кроме того закреплено, что данной категории работников на постах охраны вменяется в обязанность иметь при себе специальные средства (палка резиновая и наручники), разрешенные в частной охранной деятельности. На стационарном посту охраны (рабочем месте охранника) должны быть в наличии, например, копии должностной инструкции; постовые книги и (или) журналы, связанные с приемом и передачей дежурств охранниками образовательной организации, со сдачей и вскрытием помещений, сдаваемых под охрану, с учетом результатов обходов и проверок помещений и территории образовательной организации, с проверкой работы технических средств охраны и средств связи; и иные документы.

Применение ГОСТ Р 58485-2024

По общему правилу применение национальных стандартов носит добровольный характер, за исключением предусмотренных федеральным законодательством случаев. К таким случаям относятся публичные заявления производителей товаров или лиц, оказывающих услуги, о соответствии товаров, услуг или работ требованиям национальных стандартов

Стандарт может быть внедрён в следующих областях:

  • дошкольные учреждения: Обеспечение безопасности детей путем контроля входа на территорию и реализации образовательных программ по безопасности для воспитателей и детей;
  • общеобразовательные школы: Введение систем видеонаблюдения, охраны школьных мероприятий и сотрудничество с правоохранительными органами;
  • профессиональные образовательные организации: Создание безопасной образовательной среды для студентов, включающей в себя обучение мерам безопасности и профилактику правонарушений.

Стандарт устанавливает общие требования к оказанию охранных услуг на объектах независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности.

Также требования настоящего стандарта распространяются на филиалы образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования. Следует обратить внимание, что охрану объектов образования следует осуществлять путем оказания охранных услуг по обеспечению пропускного и внутриобъектового режимов на объектах образования и по охране имущества  образовательной организации.

Заключение

Физическая охрана объектов образования остается основной формой профилактического воздействия на большинство угроз в пределах компетенции, предоставленной охранным организациям и руководителям образовательных организаций.

В соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. № 1006, дошкольные, общеобразовательные и профессиональные образовательные организации относятся к объектам, подлежащим обязательной антитеррористической защищённости.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов образования возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство их деятельностью.

Обеспечение охраны образовательных организаций с соответствующими категориями опасности осуществляется сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны Росгвардии, военизированными и сторожевыми подразделениями организаций, подведомственных Росгвардии, и подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющими право на создание ведомственной охраны.

Учитывая, что физическая защита является составной частью антитеррористической защищенности, национальный стандарт служит важным шагом в обеспечении безопасности образовательных организаций.

Он помогает создать защитную среду для обучающихся и работников, минимизируя риски, в том числе в области борьбы с терроризмом, повышая при этом уровень безопасности. Внедрение положений национального стандарта должно стать приоритетом для всех образовательных учреждений в стране. Изучение и применение данных требований позволит создать безопасное пространство для получения знаний и развития.

Более подробно раскрыть все особенности антитеррористической защищенности объектов образования позволит прохождение программ повышения квалификации «Обеспечение антитеррористической защищенности объектов просвещения» и “Обеспечение антитеррористической защищенности науки и высшего образования”